С давних времен на Руси существовали представления о «правильной» и «неправильной» смерти. Людей, которые умерли по естественным причинам, не принято было бояться. Славяне считали, что они обрели покой на том свете и вряд ли вернутся обратно на землю, чтобы кому-то навредить. Их называли родителями – предками, покровителями рода. В специальные праздничные дни родителей поминали: приходили к ним на могилы, приносили угощения и цветы. А вот к тем, кто умер при трагических обстоятельствах – самоубийцам, жертвам преступников, утопленникам – относились совсем иначе. Их считали нечистыми и опасными, поэтому погребали не на кладбище, как всех, а в лесах, оврагах или болотах. Согласно поверьям, они могли превращаться в мифических существ, например упырей или русалок, и приносить разные несчастья живым: губить скот и урожай, насылать болезни, сводить с ума. В народе таких мертвецов называли заложными покойниками.
Что такое заложный покойник
Заложный покойник – это мертвец, обреченный вечно скитаться по миру, как призрак. У славян существовало поверье, что его держат на земле какие-то неразрешенные противоречия или незаконченные дела. «Заложными» считали прежде всего людей, умерших насильственной смертью. Само собой, им хотелось отомстить убийце, восстановить справедливость, и только после этого уйти в мир иной. Точно так же думали о тех, кто покончил с собой: раз им было невыносимо жить, значит, они озлоблены на кого-то и не найдут упокоения, пока не поквитаются с обидчиком. Часто восточные славяне боялись умерших некрещеных младенцев: хотя у них не было поводов сводить с кем-то счеты, их смерть нельзя было назвать в полном смысле слова нормальной – слишком уж короткий век им был отмерен на земле. Тогда верили, что и убитые, и самоубийцы, и дети бродят по деревням по одной и той же причине: они не прожили все, что должны были прожить, не использовали полностью отведенное им время. Так как Бог никого не забирает к себе раньше срока, у них нет другого выбора – только ждать Страшного суда и просить о помощи.
В целом заложными покойниками могли называть всех, кто заслужил в народе дурную молву: пьяниц, проституток или просто странных людей, которые жили не так как другие. Например, если в деревне была старуха, которая ни с кем не общалась и не любила выходить из дома, рано или поздно ее причисляли к ведьмам. Потом появлялись объяснения, почему она не может умереть естественной смертью: не нашла, кому передать свой бесовский дар, вот и мучается. На Руси вообще считалось ненормальным доживать до слишком преклонных лет. Это было подозрительно: вдруг человек заключил договор с нечистью и стал служителем дьявола. Существовало предание, что колдуны и ведьмы продлевают свой век, отбирая силы у окружающей природы: губя животных, высасывая соки из цветущих растений, снимая сливки с молока. Верили также, что из-за них могут болеть здоровые парни и девушки – таким образом они «заедают чужой век».
Поверья: сходства и различии
В славянской мифологии представления о заложных покойниках были очень разные. Пожалуй, их объединяет только одно: с телами таких людей обращались не по-христиански. Например, труп могли забрать с места захоронения и бросить в болото, чтобы в деревне не было засухи; или в него могли вбить осиновый кол, если подозревали, что умерший превратился в упыря и нападает на скот. Проходя мимо оврагов и перекрестков, где похоронены заложные покойники, славяне кидали на них камни. Таким образом они выражали пожелание, чтобы человек никогда не возвращался на землю и не мешал им жить нормальной жизнью. В некоторых губерниях были приняты еще более жесткие меры борьбы с «нечистью». Трупам перерезали сухожилия на ногах или вовсе отрезали ноги, чтобы они не могли встать. Иногда их прибивали и привязывали к гробу. Впрочем, в такие крайности впадали не всегда. Чаще могилу просто поливали святой водой, посыпали солью или зерном.
Захоронение заложных покойников
Очень распространен был обычай хоронить заложных мертвецов на перекрестках. Раз они не смогли найти правильный путь в жизни, значит, у них не получится сделать это и после смерти. Славяне верили, что человек, погребенный на перекрестке, будет вечно стоять у распутья и думать, куда ему пойти – а значит, он не вернется обратно в свою деревню и не сможет навредить живым.
Места, в которых находились могилы убийц или самоубийц, считали оскверненными. Рядом с ними боялись ходить поодиночке или в темное время суток. Само собой, в изобилии существовал народный фольклор про встречи с мертвецами. Люди любили рассказывать друг другу пугающие истории: как слышали плач утопленницы возле реки, видели странного мужчину на обочине дороги, часами плутали по лесу, ориентируясь на младенческий плач. Фольклористы XX века зафиксировали сотни таких преданий – судя по всему, они пользовались популярностью даже тогда, когда на Руси исчезали последние отголоски язычества.
Отношение церкви
Церковь никогда не одобряла веру в заложных покойников. Священнослужителям не нравилось, что народ выдумывает все новые и новые поверья о том, как умершие превращаются в нечисть. С точки зрения христианства рассказы об оборотнях и упырях только пугали людей и мешали им принять православные взгляды на загробную жизнь. Особенно сильный протест вызывал обычай раскапывать могилы мертвецов, существовавший на Руси в языческие времена. Славяне долго верили, что неурожай, засуха, падеж скота и другие бедствия происходят из-за гнева мертвых. Поэтому надо вырыть их тела и бросить в болото или сжечь. Подобную процедуру духовенство считало надругательством над трупами и официально запрещало.