Чума – страшная болезнь, которая сопровождает человечество на протяжении всей его письменной истории. Первая задокументированная летописцами пандемия чумы, вспыхнувшая во время правления византийского императора Юстиниана I, унесла до 100 миллионов человеческих жизней. Общее число жертв «Черной смерти», свирепствовавшей в середине XIV века, может доходить до 200 миллионов. Не обошли стороной эти вспышки и Россию. Как люди боролись с чумой во времена, когда медицина была бессильна перед этим заболеванием, и где в столице остались невидимые следы бушевавших эпидемий, расскажем в этом материале.
Что такое чумные кладбища
Чумным кладбищем в широком смысле можно назвать любое массовое захоронение умерших от этой болезни. Как правило, хоронили больных вдали от городской черты, чтобы избежать новых вспышек заболевания, в безымянных братских могилах. После окончания мора люди старались обходить эти места стороной, и поэтому большинство из них со временем зарастали бурьяном и через несколько поколений исчезали из народной памяти.
Особое значение чумные кладбища имеют в истории Москвы. В 1771 году столицу поразила последняя крупная эпидемия чумы в Европе. Город оказался парализован: не только погосты, но даже улицы были переполнены трупами, которых негде и некому было хоронить. По распоряжению городских властей для погребения умерших за городской чертой, проходившей в то время по Камер-Коллежскому валу, были обустроены новые некрополи: Миусское, Пятницкое, Дорогомиловское, Ваганьковское, Рогожское, Даниловское, Введенское и другие. Они должны были заменить переполненные церковно-приходские некрополи и улучшить эпидемическую обстановку в городе.
Эпидемия Чумы в Москве
С чумой Москва за свою многолетнюю историю сталкивалась неоднократно. В 1352 году по Руси прокатилась эпидемия «Чёрной смерти»: разорив Псковскую и Новгородскую земли, она ударила по Смоленску, Суздалю, Чернигову, Киеву и пригородам Москвы. Среди жертв мора оказались митрополит Феогност и семья великого князя московского Симеона Гордого, включая его младшего брата и двух малолетних сыновей.
Эпидемии чумы продолжали регулярно атаковать Москву и другие города Центральной России на протяжении всего XV и XVI века, но ни одна из них не может сравниться с колоссальной вспышкой 1654-1655 гг., когда жертвами чумы стали по некоторым оценкам до 300 тысяч человек. Люди в панике бежали из пораженной мором Москвы, разнося заразу по всей центральной части России. На дорогах между городами организовывали заставы, но поскольку вся военная мощь государства была брошена на войну с Польшей, людей для организации кордонов не хватало. Эпидемия естественным образом утихла к январю 1655 года, оставив за собой обезлюдившую столицу и опустошенную страну.
Последняя серьезная эпидемия чумы в истории России и Европы вспыхнула во время пятой русско-османской войны. Сперва она распространилась по городам Молдавии и Малороссии, а оттуда через возвращающихся с турецкого фронта солдат проникла в Москву. Первые смерти были зафиксированы в ноябре 1770 года в Московском генеральном госпитале, однако благодаря распространение этой вспышки удалось остановить. Расслабившись, городские власти стали праздновать победу над эпидемией, но зря – в марте чума вспыхнула уже на Большом Суконном дворе в Замоскворечье. Городские улицы вновь заполнили трупы умерших – они лежали в заброшенных домах, валялись в канавах и на обочинах дорог. В столице началась паника, паника переросла в мятеж.
На подавление восстания в Москву Екатериной II был отправлен граф Григорий Орлов. Расправившись с бунтовщиками, Орлов направил все силы на борьбу с эпидемией. В городе открылись новые карантины и инфекционные больницы, врачам увеличили жалование, была организована эффективная система учета и изоляции больных. Церкви было поручено санитарное просвещение населения: дважды в день до и после литургии священники, опираясь на составленные лекарями методички, рассказывали об болезни, ее симптомах и способах распространения, важности посещения лечебниц и необходимости карантинов. Прошедшим лечение предлагалась материальная помощь и помощь в трудоустройстве. За Камер-Коллежским валом, где проходила граница города, были созданы чумные кладбища, где отныне надлежало хоронить людей в Москве. Некоторые из них сохранились до наших дней.
Чумные кладбища в наши дни
Миусское кладбище
Среди чумных кладбищ Москвы, Миусское – самое скромное. Некрополь был обустроен на севере города в историческом районе Миусы, от которого он и получил свое название, неподалеку от старого холерного погоста. В том же году рядом возвели деревянную церковь во имя великих мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. Тогда район представлял собой обширную незастроенную пустошь, приспособленную под торговлю лесом, и москвичи предпочитали обходить его стороной. Прихожан было настолько мало, что в 1800 году муниципальные власти решили закрыть кладбище и снести обветшавшую церковь, однако в 1821 на средства купцов Кожевников на ее месте был выстроен новый каменный храм, освященный во имя великих мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии.
После революции храм национализировали, а в его помещениях разместился цех «Медучпособия» Минздрава СССР. Новые владельцы сломали четырехярусную колокольню, а здание – перестроили. Многие захоронения были уничтожены. После возвращения в руки верующих в 90-х гг., храм был восстановлен в первозданном виде.
Пятницкое кладбище
Пятницкое кладбище – еще одно из восьми сохранившихся чумных кладбищ в Москве. Сперва погост прозвали Крестовским в честь расположенной поблизости заставы, однако, когда годом спустя закончилось строительство церкви во имя Параскевы Сербской, почитаемой в народе как Параскева Пятница, некрополь приобрел новое название. В 1830 году деревянную церковь сменил прекрасный белокаменный храм в стиле ампир работы архитектора Афанасия Григорьева. Алтарь храма освятили в честь Троицы Живоначальной, а два придела – во имя преподобной Параскевы и Сергия Радонежского. Помимо него на кладбище находится часовня святого Симеона Персидского, выстроенная в 1915 году.
Ваганьковское кладбище
Мало кто в России не слышал о Ваганьковском кладбище, «звездном» некрополе столице. Перечислять всех знаменитостей, похороненных на его территории можно бесконечно: Сергей Есенин, Владимир Высоцкий, Василий Аксенов, Булат Окуджава, Игорь Тальков, Влад Листьев, Лев Яшин... Возникшее на месте деревенского погоста чумное кладбище, сегодня Ваганьковское считается одним из самых престижных мест упокоения в Москве, если не всей стране. Однако так было не всегда – долгое время здесь главным образом хоронили мелких чиновников, небогатых купцов, военных и мещан, которые не могли себе позволить места на более престижных погостах. В 1896 году Ваганьковское стало местом массового захоронения жертв Ходынской давки, случившейся во время коронации Николая II, а в 1905 – убитых во время декабрьского восстания.
Калитниковское кладбище
Небольшой Калитниковский некрополь часто теряется на фоне других чумных кладбищ, возникших в Москве после 1771 года, уступая им в размерах и престиже. Погост располагается на юго-востоке столицы, недалеко от старой Покровской заставы Камер-Коллежского вола (ныне площадь Абельмановская застава) и своим названием обязано слободе, где проживали калитники – кожевенники, специализирующиеся на изготовлении сумок и кошелей. В 1838 деревянную церквушку на погосте сменил каменный храм, освященный во имя Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», работы архитектора Николая Козловского. Сегодня здесь проводятся богослужения и погребальные службы.
Даниловское кладбище.
Одно из крупнейших кладбищ в Москве, Даниловский некрополь, также ведет свою историю от 1771 года, когда в южном Замоскворечье за Серпуховской заставой возникли два участка для погребения умерших от чумы. У одноименной Даниловской слободы расположилось городское кладбище вместе с построенной в том же году церковью во имя священномучеников Херсонских. Одновременно с этим на близлежащем склоне Андреевского оврага была выделена земля для захоронения почивших мусульман, которую в народе стали называть Татарским кладбищем.
Рогожское кладбище
Вместе с православными чумными кладбищами в Москве за Камер-Коллежским валом было обустроено несколько погостов для иноверцев, включая старообрядческие Рогожский и Преображенский некрополи. Первый расположился неподалеку от одноименной Рогожской слободы, где исторически проживало московское старообрядчество, на левом берегу Яузы. В 1791 году на кладбище началось строительство Покровского собора, проект которого составил Матвей Казаков. В 1856 году на волне религиозных гонений против старообрядцев алтари храма были опечатаны. Полноценные богослужения в храме возобновились только в 1905 году, в честь чего на территории некрополя была возведена 60-метровая храм-колокольня во имя Воскресения Христова.
Введенское (немецкое) кладбище
Среди чумных кладбищ в Москве Введенский некрополь на Лефортовском холме отличается особой красотой. В последовавшие за эпидемией годы здесь стали хоронить европейским иммигрантов неправославного вероисповедания – главным образом протестантов, французских и польских католиков, а также немногочисленных англикан. Территорию некрополя украшают великолепные неоготические часовни-усыпальницы, античные портики, статуи скорбящих ангелов из бронзы и мрамора. В южной части некрополя находится небольшая церковь, здание которой было возведено в 1912 году по проекту Владимира Рудановского. Сегодня в нем располагается приход евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии.